Российское информационное агентство
поиск по статьям и новостям

Большой юбилей наших ветеранов-педагогов

10.11.2017, 4:56      Новости Углича

Первый учитель! За этими простыми словами – великое начало новых судеб, ибо настоящий педагог учит не только читать, писать, считать, но и искать и находить свою дорогу в жизни в этом сложном, постоянно меняющемся мире. А потому учитель начальных классов не может не быть умным и понимающим, добрым и строгим, открытым и мудрым. Он, по моему мнению, должен быть ещё и рыцарем, который защищает юную душу от равнодушия, апатии, бессердечия, ограждает её от жестокости и насилия.

Самое трудное – мужество повседневного, многолетнего труда. Найди себе идеал мужества и неотступно следуй ему. В.А. Сухомлинский

Этот труд никогда не может быть тщетным! Как точны и трогательны строки известного стихотворения Андрея Дементьева: Ведь лучшее всё в нас от их усилий, Учителями славится Россия! Ученики приносят славу ей! Не смейте забывать учителей! Россия подарила плеяду замечательных педагогов – А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий, тысячи наставников, которые служили детству в советских школах, два-три, которые учили вас и остались в вашем сердце далеко не случайно. Нашей школе всего-то с 40-летней историей повезло. Здесь работали и работают учителя, преданные своей профессии, неравнодушные и смелые, трудолюбивые и творческие. Мой рассказ о поколении педагогов, которому посвящены слова из известной песни: Нас учили крылатые люди, Души их в наших душах живут. Наши ветераны-юбиляры, учителя начальных классов средней школы № 7, – Татьяна Анатольевна Семёнова, Валентина Владимировна Соколова, Лилия Алексеевна Финогенова, Валентина Васильевна Хлевова… Как удивительно схожи их судьбы! Им было неполных девять лет, когда началась война. Голод, лишения, труд и неизменная тяга к знаниям. А потому коренные угличанки, закончив городские школы, сделали осознанный выбор своего профессионального пути – Угличское педагогическое училище, отделение «Педагогика и методика начального образования», а затем, после его окончания, – распределение в далёкую Читинскую область, куда отправили всех четверых. Запаса знаний, полученных в педучилище, хватило, чтобы преподавать немецкий язык и географию, математику и историю, быть воспитателем группы продлённого дня. И, наконец, вернувшись к первой и главной профессии уже в родном городе, в средней школе № 7, открывшейся в 1975 году, они отдали преподаванию в начальных классах не одно десятилетие. Какими они были, мои коллеги, носящие почётное звание советского учителя? Удивительно трепетно относились к школе, коллективу, своей работе, без которой они не мыслили своей жизни. Бесспорно, это и интересные личности, яркие индивидуальности, сочетающие в себе высокие педагогические и человеческие качества; и характеры, закалённые тяготами военного времени, недостатком необходимых продуктов и вещей, в то же время они старались передать детям всё лучшее, что было в них. Как? Основная черта характера этих педагогов и граждан Советского Союза – ответственность за судьбы своих учеников. Так, Ольга Викторовна Смирнова, выпускница Валентины Владимировны Соколовой, ставшая учителем начальных классов, на мой вопрос: «Что взяли вы у своей первой учительницы?» тихо ответила: «Главная радость учителя – это успехи его учеников». В этих учительских глазах я увидела взгляд Валентины Владимировны, в котором отражаются сотни мальчишечьих и девчоночьих глаз, для которых он был так важен и нужен, а их успехами были не грамоты в отличном типографском исполнении, а красиво выведенная строчка в прописях, правильно решённая задача, новая кормушка для птиц, открытка к Дню Победы ветерану Великой Отечественной войны, проживающему по соседству… Для других ребят нежность и доброта в глазах Татьяны Анатольевны Семёновой была единственной опорой в их детской жизни. А как была дорога её рука, ведущая по школьным коридорам! Размышляя над этим, сама себе задаю вопрос: «Что случилось бы с главным героем рассказа Валентина Распутина «Уроки французского», если бы на его пути не встретилась Лидия Михайловна?» Но порой учительнице приходилось быть суровой, даже жёсткой, чтобы научить ребят жить, быть творцами и созидателями, как писал советский педагог В.А. Сухомлинский: «Большой порок – это равнодушие, бесстрастность. Маленький человек с льдинкой в сердце – будущий обыватель. Уже в детстве надо зажечь в сердце каждого человека искру гражданской страсти и непримиримость к тому, что является злом или потворствует злу». Такой урок вынесла для себя Елена Ивановна Крылова, выпускница Лилии Алексеевны Финогеновой, тоже ставшая учителем начальных классов, ответившая мне о смысле своего труда словами В.А. Сухомлинского: «Если ребёнок не видит успехов в своём труде, огонёк жажды знаний гаснет..., ребёнок теряет веру в свои силы, застёгивается, образно говоря, на все пуговицы». Как добиться успеха? Безусловно, у каждого педагога есть свои секреты. Вот ещё один пример: «У Валентины Васильевны Хлевовой каждый урок был чётко выстроен, логичен, выверен; простота, ясность речи и доброжелательный тон делали каждый её урок неповторимым, а самое главное – продуктивным», – вспоминает о своей коллеге Светлана Ивановна Демиденко, начальник отдела развития общего образования Управления образования Угличского района. А как трудно в короткой статье рассказать о четырёх судьбах, четырёх личностях, о четырёх женщинах! Прохожу утром по ещё пока тихим и пустым коридорам школы, и приходит осознание счастья от сопричастности с чем-то великим и прекрасным, требующим от тебя в то же время соответствовать своей школе, своим коллегам. Навстречу идёт Елена Валентиновна Волосевич, учитель начальных классов, и, словно прочитав мои мысли, открывая дверь в соседний кабинет, говорит: «В этом кабинете работала Валентина Васильевна Хлевова, в этом – Татьяна Анатольевна Семёнова». Я вижу их на уроке, среди детей на перемене, в столовой. Везде вместе с детьми. Учительский долг не был для них обузой, тяжёлой ношей, это было бескорыстное служение детству, детям. Я горжусь педагогами советской школы и вспоминаю свою первую учительницу, ровесницу моим героиням, Ольгу Петровну Шихалеву, с похожей судьбой (педучилище, Дагестан, Бурмасовская основная школа). Для нас, семилетних, она была бабушкой, доброй и заботливой, хотя мы и тянулись к молодой практикантке. Но учились мы легко и с удовольствием, не замечая главного – как она оставалась после уроков, если у кого-то что-то не получалось, как она ругала нас как-то нестрашно, но было почему-то стыдно, как она гладила по голове, если кому-то было больно. Словом, всегда Ольга Петровна была рядом с нами, и мы знали это твёрдо. Именно из начальной школы я вынесла главное – своё сохранное детство, основанное на уважении личности ребенка, то есть меня, а потому мне легко было идти дальше: я знала, что я умею, хочу и могу. Всё это подарила мне моя первая учительница, а закрепили учителя средних классов. А мы, сегодняшние учителя, должны сохранить этот опыт, нужный и единственно возможный во все времена… Помните, как в знаменитой песне «Учительский вальс»: Время выбрало нас Зажигать в душе свечи. Пусть учительский вальс Не кончается вечно. Добавить тут нечего. А завершить мне хочется словами великого русского педагога К.Д. Ушинского, чей завет выполняли и выполняют наши юбиляры: «Воспитатель чувствует себя живым звеном между прошедшим и будущим, могучим ратоборцем истины и добра и осознаёт, что его дело, скромное по наружности, – одно из величайших дел истории». И пока жив Учитель, у нашей Родины есть будущее. В день юбилея желаем нашим коллегам крепкого здоровья, неиссякаемого оптимизма, интереса к жизни!

Мария КУЗЬМИНА – от коллектива средней школы № 7

Источник: gazetauglich.ru
 Читайте также:
Мнение редакции интернет сайта yodda.ru никогда не совпадает с мнением, высказаным в новостях.

Пользовательское соглашение   |   Контактная информация   |   Города   |   Отели
Copyright © 2014-2016 yodda.ru - региональное информационное агенство
Яндекс цитирования